Фан-клуб «Беларусов». История успеха.
Фан-клуб «Беларусов». История успеха.
Это рассказ о приключениях трактора Belarus за «межамi нашай радзiмы». Иностранцы, оказывается, любят трактора белорусского производства, любят фотографироваться возле них и даже водить их. Не верите? Попробую переубедить.
Восхищаясь изящными очертаниями мощных европейских, японских и американских машин, мы забываем о нашем, так сказать, национальном достоянии – тракторе Belarus. Еще несколько месяцев назад я, так же, как и многие, просто пожала бы плечами: ну зачем нам, родившимся и выросшим в столице, на какие-то тракторы внимание обращать? А вот и ошибаетесь, друзья мои, еще как ошибаетесь! Европейцы, по старой доброй традиции, первыми почувствовали веяние новой волны, которая, как я теперь уверена, скоро докатится и до наших палестин. Оказывается, в Финляндии существует фан-клуб тракторов Belarus. И как раз в середине сентября уже не первый год крепкие финские парни организуют вполне себе гламурное шоу под названием Rauta ja Petrooli Riihimäki, о котором я узнала совершенно случайно.
Местные фермеры и гости фестиваля демонстрируют отреставрированную технику, которую многие никогда и не видели. Это раритетные трактора, машины и грузовики. На выставке проходит парад таких машин. Здесь можно встретить тракторы со всего мира: европейские, американские, китайские. Гости могут посидеть в них, рассмотреть их поближе, понять принцип работы тех или иных механизмов. Молодежь пробует себя в качестве трактористов.
В этом году на выставке представили более 200 тракторов и комбайнов, грузовиков и прочей техники. Одним из динамичных развлечений была сборка трактора на время командами из четырех человек. Изящный, серый, хромированный Fergusson через считанные минуты уже стоял собранный и даже заработал!
– Вообще-то, – говорит участник мероприятия, и по совместительству член клуба любителей тракторов «Belarus» Яркко Халламаа (Jarkko Hallamaa), – фермеры у нас побаиваются техники постсоветских стран. А вот я считаю, что Belarus – хорошие трактора.
Впрочем, мне кажется, собеседник преувеличивает, говоря о недоверии финнов к белорусским тракторам. Видели бы вы лица посетителей фестиваля! Они были поглощены действом и восхищались всеми железными красавцами, будь то Leyland, Hanomag или Belarus.
– Расскажите о вашем клубе.
Яркко охотно делится с нами:
– После того, как распался Советский Союз, тракторов МТЗ стало совсем мало, а фермерские хозяйства, где эта техника есть, расположены достаточно далеко друг от друга. Когда в 2000-х к нам пришел интернет, стало ясно, что появилась реальная возможность организовать некое сообщество владельцев этих тракторов. Мы начали переговоры с дилером Belarus в Финляндии и организовали поездку на Минский Тракторный Завод. В процессе этой поездки и появилась идея создать Клуб любителей тракторов Belarus в Финляндии, который мы назвали BelarusGruppa Finljandija. Сегодня у нас 294 члена клуба и еще 758 пользователей нашего форума. Это, конечно, не много, но и нация у нас небольшая. Каждый год мы организуем поездки на заводы в города бывшего СССР. Например, на заводе МТЗ мы были уже три раза, посетили Петербургский тракторный завод и Онежский тракторный завод в Петрозаводске. А еще в этом году мы хотели принять участие в «Russentreffen», проводимом в Германии, но не набрали достаточно людей.
– А какие у вашего клуба планы на будущее? – спрашиваю у Яркко.
– В планах фан-клуба тракторов Belarus – организовать соревнования между Финляндией и Эстонией, – улыбается собеседник.
Хотелось бы написать какой-то вывод, но я уже все сказала. Хотя нет, не все: пожалуй, всем нам не помешало бы научиться гордиться тем, что достойно уважения в нашей истории и культуре, экономике и промышленности. И тогда нам не придется скрывать удивление, услышав от иностранцев положительную оценку того, что мы привычно не ценим.
Автор: Ирина Гринчук